Разговор о наболевшем. Спектакль, который стоит увидеть каждому
           


Разговор о наболевшем. Спектакль, который стоит увидеть каждому

19.03.2013
Галина Батищева,

Три дня - с 15 по 17 марта - в Сургуте шли гастроли Московского православного театра «Живая вода».

В репертуаре труппы – постановки, затрагивающие важные духовно-нравственные темы: семьи, любви и верности, выбора жизненного пути. Если честно, тематика несколько настораживала – что нового предложит режиссер на эти неизбывные темы? Голословную мораль или нудную проповедь?

Где же ты, счастье?

Труппа представила на суд сургутского зрителя два спектакля - «Он и Она» и «Дорога домой».

Можно только поражаться смелости художественного руководителя театра Ларисы Никулиной. Отважиться на такую тему – это все равно что вызвать на себя огонь критики преднамеренно.

С первых же минут спектакля «Он и Она» скепсис исчез.

…Все просто и узнаваемо, все близко и понятно, все наше. Казалось бы, зряшное дело – искать счастье. Ан нет, ищут мужик Федя и его жена Маруся – «баба моя» - это самое счастье (актеры Игорь Коровин и Мария Кивва). Немолодые, жизнь повидали, а вот счастья вроде и не повстречали: «Ответь, Иван-дурак, где счастье искать?».

Молчит Иван-дурак (актер Егор Николаев), а если говорит, то тихо, да слышно всем, мало, а слова его западают в душу.

- А вы счастье не видели, не встречали? - вопрошает зрителей.

Молчит зал недоуменно – кто знает, какое оно, счастье. У каждого свое.

Вот рядом молодые: «Он» и «Она» (Алексей Гиммельрейх, Екатерина Крутикова). Молодость разве не счастье? Встретились, полюбили друг друга – вот оно, счастье! Поет свадьба, кипит, а Иван-дурак котеночка ищет. Беленького. С черным ушком.

- Кис-кис, не видали котеночка?..

А что молодые?

- Дом хочу огромный, с бассейном, - кричит невеста, - и чтобы полы с подогревом! Вот оно, счастье!

- А давай! Давай! – подхватывает жених, уже муж. –Да! Нам все подавай сейчас и сразу. Все!

Дом с бассейном, машину огромную. Нет, две!

- Детишек двое, нет, трое, - захлебывается от счастья молодой муж.

- Да ты что, какие дети?! Поживем для себя, я хочу весь мир объехать, все увидеть, дети подождут, дети потом, - требует юная жена.

– Подождут, - вторит муж.

Как здорово, как круто, как славно. Счастья впереди – лопатой греби. И все бы хорошо, да маленький штрих, неприметный вроде в этой свадебной камарилье. Иконка, старенькая, со стершимся ликом. Мужик с бабой смущенно бормочут: «Вот подарить вам хотим, как говорится, по закону старому, благословясь. Вы ее того, в красный угол, какой же дом без него…» Замешкались молодые среди огромного вороха дорогих подарков. Растерялись. Смотрят на икону.

– Куда же ее, у нас и красного-то угла нет. Да и не поймут нас…

А Иван-дурак все котеночка ищет: «Кис-кис, беленький такой».

...Зал замер. Зритель все понимает, хотя ему и не разжевывают. Зритель жалеет не только котеночка-несмышленыша. Он жалеет молодых. Кто-то увидел себя. Кто-то вспомнил свое, очень давнее, кто-то - почти вчерашнее. Где оно, счастье, которое через край переливалось, било крутой струей шампанского на свадьбе? Манило в дали лучезарные и сулило горы золотые... Было да ушло куда-то, растаяло, как эхо, даже отзвука нет.

Тихое мудрое слово

...А мужик с бабой не отступают, счастье ищут. Может, оно в этом доме, где молодые живут? Справный дом, полная чаша. Все, как у всех. Что ж в нем нет радости и свет какой-то тусклый? И уже дите народилось, а безрадостно, тускло. Нет счастья здесь, съели его суета, придирки, ссоры, мелочный эгоизм, жалкое однообразие. Почему все не так, куда ушел свет, радость, тепло общения? Ведь все есть.

Все, да не все. Нет главного – желания уступить, понять, простить. Каждый на себя одеяло тянет. И ссоры, ссоры… Мужик с бабой затаились в предчувствии горькой беды. Сидят молчком, рядышком, плечо в плечо. Горюют. Надо что-то делать, надо помочь молодым, а как? Да вот же она, икона, молиться надо, просить.

...Наверное, это главная сцена в спектакле «Он и Она». Молятся чистые сердцем, простые люди, не очень понимающие этот сумасшедший современный мир, где счастье не ищут, а завоевывают. Любой ценой. И слова-то такого нет сегодня – счастье. Иначе его зовут – богатство, успех, слава, деньги, деньги…

А мужик с бабой свое гнут – бух на коленки и ну счастья вымаливать. Да не себе – у них, слава Богу, все ладно. Картошка уродилась, пенсия хорошая.

Хватает пенсии-то на жизнь. Молодым, Господи, пособи! Беда-то какая у них черная! Глухи и слепы они, а ведь дите страдает. И услышал Создатель молитву, от самого сердца идущую. Вот он, счастливый финал, услышали Он и Она друг друга, одумались, соединились. Вот и нашли свое счастье мужик с бабой, такое простое и ясное. А что за счастье без песни?

Это, кстати, еще одна удачная находка режиссера: на протяжении всего действа органично вплетались в канву спектакля древние русские песнопения, авторские композиции, песни на стихи Светланы Кековой.

...Спектакль закончился, но неотступно преследовала мысль - жаль, что всего три дня длятся гастроли театра «Живая вода». Жаль, что многие так и не увидели этот спектакль. А его стоит посмотреть. И тем, кто только собирается строить семейную лодку, и тем, кто прожил жизнь, и тем, кто сегодня на распутье.

«Он и Она» – это доверительный, очень тактичный разговор о семейных ценностях, о духовном. Тема глубокая, серьезная, болезненная для нашего общества, но актерам удалось невозможное: несмотря на молодость, зритель верил каждому их слову, каждому жесту. Может, потому, что, найдя болевую точку, театр проникся ею, нашел негромкое, простое, мудрое слово, которое шло от сердца, от души. И донес его до зрителя, не сфальшивив ни единой нотой.

Православный театр «Живая вода» с благословения РПЦ существует уже десять лет. Это театр «передвижников» - для его постановок сцена как таковая не нужна, ею может стать любая площадка от 40 кв. м. Спектакли театра выстраиваются так, что все становятся участниками действа, между актерами и зрителями возникает живое общение.

ЖИВАЯ ВОДА ПРАВОСЛАВНОГО РОДНИКА

Православный театр «Живая вода» с благословения РПЦ существует уже десять лет. Это театр «передвижников» - для его постановок сцена как таковая не нужна, ею может стать любая площадка от 40 кв. м. Спектакли театра выстраиваются так, что все становятся участниками действа, между актерами и зрителями возникает живое общение.

- В репертуаре нашего театра постановки, посвященные важным духовно-нравственным темам, - пояснила корреспонденту «СТ» художественный руководитель творческого коллектива Лариса Никулина. – Это тема семейных ценностей, веры, любви и добра. Выбор не случаен – мы все знаем, как много у нас сегодня разводов: до 80 процентов среди молодых.

Первый спектакль театра «Живая вода» зрители увидели в январе 2003 года. За десять лет его существования было поставлено более 300 спектаклей. Примечательно, что актриса и режиссер театра Татьяна Пашкова – наша землячка, родом из Сайгатино. Свои первые творческие шаги как вокалистка она сделала в 1993 году на сцене «Камертона». Тогда она стала победительницей детско-юношеского конкурса «Атас». И именно она инициировала гастроли в Сургут.

Мнение:

Галина Галимова, председатель совета женщин ОАО «Сургутнефтегаз»:

– Спектакли этого театра несут высокий воспитательный потенциал, заставляют задумываться, задевают самые сокровенные струны души, вы действительно как чистый родник. Побольше бы таких родников и такой чистоты в нашей жизни.